html site templates

Subaru в мире ралли

Subaru World Rally Team (SWRT) — спортивная команда автомобильной компании Subaru в чемпионате WRC. Команда использует отличительные цвета — голубой и желтый, это помогло вернуть спонсора — бренд «State Express 555» (марка сигарет компании ВАТ, популярная в Азии). Логотипы Subaru и марки «Ралли 555» были размещены на автомобилях команды с 1993 по 2003 годы. Команда WRC Subaru была основана в 1984 году, однако, в настоящем виде она существовала с 1989 года, когда британская фирма Prodrive взяла на себя все техническое обслуживание, и база команды переехала из Японии в Banbury, Англия. В конце 2008 года компания Subaru ушла из WRC, сославшись на вызванные мировым кризисом финансовые трудности. В 2009 году «заводские» Subaru Impreza WRC полностью перешли в руки частных команд.

Mobirise

История участия команды Субару в мировом ралли.

До середины 90-х годов


Полтора десятка лет назад автомобили Subaru имели репутацию неприхотливых фермерских "лошадок". Желая изменить сложившийся имидж и сделать из Subaru культовую марку, руководство японской компании в конце 80х годов приняло решение начать программу участия в чемпионате мира по ралли, вести которую было доверено британской фирме Prodrive. Начало было положено в 1990 году, когда Subaru вышла на сцену с моделью Legacy. Её не слишком успешная карьера в чемпионате мира продолжалась три года, однако стараниями Колина Макрея она завершилась на победной ноте - в 1993 году молодой шотландец выиграл за рулем Legacy ралли Новая Зеландия, после которого наступила эра Subaru Impreza, дебют которой состоялся в Финляндии. Последним же значительным успехом Legacy перед отправкой на пенсию стал завоеванный Ричардом Бёрнсом титул чемпиона Великобритании.

Примкнувший к Prodrive в 1994 году Карлос Сайнц благодаря Subaru Impreza едва не увеличил свой счет чемпионским титулам вдвое! К сожалению для испанца, в первый сезон он уступил его гонщику Toyota Team Europe Дидье Ориолю, а в 1995 году на пути Эль Матадора и его штурмана Луиса Мои встали их партнеры по команде Колин Макрей и Дерек Рингер. Начав сезон с двух побед в трех ралли (Монте Карло и Португалия), Сайнц затем получил травму и отдал инициативу в руки Макрею и гонщикам Toyota Ориолю и Канккунену. Оба последних, впрочем, выбыли из схватки за корону по причине дисквалификации их команды, тогда как Колин, сполна наверставший упущенное в начале сезона засчет блестящих выступлений на знакомых трассах Океании, одержал верх в очной дуэли с Карлосом на родном для шотландца RAC-ралли и стал, таким образом, первым британским чемпионом мира. RAC-ралли образца 1995 года стало примечательным для Subaru ещё и тем, что весь подиум оккупировали экипажи на заводских Impreza (Макрей, Сайнц и Бёрнс). Повторено это достижение было только шесть с половиной лет спустя, весной 2002 года, стараниями гонщиков Peugeot (Паницци, Гронхольма и опять же Бёрнса).

Mobirise

1996 год.

После двух лет выступлений в составе Subaru Карлос Сайнц отправился искать счастья в команду "Голубого овала", компанию же новоявленному чемпиону составляли швед Кеннет Эрикссон и итальянец Пьеро Лиатти. Чемпионат был выигран буквально в одну калитку бывшим напарником Эрикссона по Mitsubishi Томми Мякиненом, только начавшим тогда свою феноменальную серию из четырех завоеванных титулов подряд, ну а Subaru в качестве утешительного приза досталось первое место в зачете производителей.

Mobirise

1997 год.

Январское ралли Монте Карло ознаменовало собой дебют сразу двух автомобилей новой категории WRC (World Rally Car) - Subaru Impreza WRC и Ford Escort WRC. И если, сидя за рулем второго, немец Армин Шварц вошел в историю как первый гонщик, угодивший в аварию на World Rally Car, то благодаря новой Impreza WRC (построенной уже на базе трехдверного купе, а не пятидверного седана, как ранее) Пьеро Лиатти вписал свое имя в список победителей легендарного Монте! Эта победа, очевидно, так и останется единственной в карьере итальянского раллиста, а вот Impreza WRC вскоре продолжила победное шествие на этапах чемпионата мира : на втором раунде WRC в Швеции в борьбе с Карлосом Сайнцем верх одержал Кеннет Эрикссон, а затем, на кенийском ралли Сафари, третью победу подряд принес Subaru Колин Макрей. В общей сложности в 1997 году трио Subaru первенствовало восемь раз, что гарантировало японской марке очередной титул в зачете производителей, но в личном зачете Макрей вновь был вынужден удовольствоваться только вторым местом, пусть и всего лишь в одном-единственном очке от "летучего финна" по фамилии Мякинен.

Mobirise

1998 год.

Возвращение Toyota в ряды полноправных участников чемпионата мало повлияло на расклад сил в среде фаворитов : на чемпионский титул вновь претендовали фактически только трое - Мякинен, Сайнц и Макрей. На сей раз, впрочем, роль "первого среди остальных" (то есть после Мякинена) досталась испанцу, тогда как шотландец потерял шансы на корону ещё в Австралии, когда в последний день ралли на его Impreza отказала турбина, едва лишь Колин захватил лидерство в общем зачете. Аналогичным образом завершилось и последнее ралли чемпиона мира 1995 года в составе англо-японской команды : в Великобритании, где, кстати, роль второго пилота Subaru (вместо уволенного Пьеро Лиатти) исполнял его младший брат Алистер, он бесславно сошел из-за отказа мотора. Высшими же точками сезона для Макрея стали ралли Португалии, где он на считанные секунды опередил Эль Матадора - то был самый плотный финиш в истории чемпионата мира, и асфальтовое ралли на острове Корсика, где он вместе с Пьеро Лиатти разбили ряды сверхбыстрых кит-каров Peugeot 306 Maxi под управлением Франсуа Делекура и Жиля Паницци. После Тур де Корс 1998 года Subaru Impreza WRC не побеждала на тармаке более пяти лет... вплоть до Тур де Корс образца 2003 года!

Mobirise

1999 год.

Полностью обновив пилотский состав (в Subaru вернулся сложивший обязанности второго пилота Mitsubishi Ричард Бёрнс, напарниками которого стали выступавшие в 1998 году за Ford Юха Канккунен и Бруно Тьери), команде, прежде вкалывавшей в основном на благо Колина Макрея, пришлось перестраиваться на работу сразу с двумя "первыми номерами". Амбиции молодого англичанина вкупе с опытом финского ветерана принесли Subaru Prodrive пять побед на этапах и второе место в зачете марок (всего в четырех очках позади Toyota), а впечатляющий финишный спурт Бёрнса - титул вице-чемпиона в личном зачете. Рыжий Дьявол сумел оттеснить на третье место Дидье Ориоля, оказывавшего по ходу сезона наибольшее сопротивление Мякинену.

Mobirise

2000 год.

На четвертом этапе сезона Subaru представила радикально новую версию своего автомобиля, Impreza WRC2000. Благодаря ней Бёрнс сумел развить свои ранние успехи (победа на Сафари) и затем упрочить лидирующую позицию в чемпионате. Однако после этого наступила полоса невезения : преследовали поломки - машина оказалось ещё немного сыроватой, Канккунен больше отбывал номер, чем помогал своему напарнику в борьбе с "выскочкой" Гронхольмом, да и сам Ричард временами совершал нелепые ошибки (вроде грандиозного вылета уже после финиша допа на Neste Rally), стоившие ему немало важных очков - и в итоге, как казалось многим весной, почти гарантированного чемпионского титула.

Mobirise

2001 год.

В отличие от предыдущего сезона, Ричард Бёрнс провел этот год не слишком ярко, но зато стабильно - благо и новое творение японских инженеров, пятидверная Impreza S44 WRC 2001, за исключением отдельных эпизодов на старте сезона на детские болезни не жаловалось. Именно регулярное пополнение очкового запаса на гравийных этапах (четыре вторых места плюс победа в Новой Зеландии) позволило Ричи подойти к финальному ралли сезона, уступая Мякинену и Макрею, каждый из которых имел на своем счету по три победы, всего одно и два очка! Судьба же титула фактически решилась уже после четырех спецучастков ралли Великобритании : Mitsubishi Lancer финна потерял колесо на СУ2, а на СУ4 сдали нервы и у шотландца, убравшегося в скоростном повороте. В зачете производителей, в отличие от личного первенства, дела Subaru обстояли отнюдь не блестяще : Peugeot, Ford и Mitsubishi, три другие команды "большой четверки", оказались впереди! Петтер Солберг, имевший за плечами полный сезон в статусе третьего заводского пилота Ford, из-за многочисленных аварий нечасто добирался до финиша и реально блеснул лишь однажды, на ралли Акрополис, заработав там шесть очков за второе место, плавно перетекшее в его руки после сходов Ричарда Бёрнса и Карлоса Сайнца соответственно на предпоследнем и последнем допах ралли. Другой "второй номер" Subaru, эстонец Маркко Мяртин, и вовсе принес в копилку команды только три очка (столько же, сколько и протеже японцев Тоши Араи) и под занавес сезона, будучи недовольным политикой руководства SWRT, которое явно благоволило норвежцу, принял предложение Малколма Уилсона.

Mobirise

2002 год.

Сезон начался с победы на Монте Томми Мякинена, сменившего в команде действующего чемпиона мира, и закончился триумфом Петтера Солберга на ралли Великобритании. Кроме сомнительной победы на первом этапе, доставшейся финну только из-за двухминутного штрафа, что получил доминировавший на протяжении всего ралли Себастьяна Лоеба, Томми похвастаться было нечем - разве что только впечатляющей аварией в последний день ралли Аргентина. Солберг же регулярно был лучшим из преследователей непобедимой "французской гвардии" на тармаке (причем в Сан Ремо даже взобрался на подиум!), ну а несколько достойных выступлений на гравийных этапах вкупе с дебютной победой, одержанной в противоборстве с Маркко Мяртином, позволили норвежцу завоевать вице-чемпионское звание, обскакав всех своих бывших именитых коллег - Макрея, Сайнца, Бёрнса...

Mobirise

2003 год.

Год спустя первой победы на этапе WRC, в Уэльсе Петтер Солберг был коронован как первый норвежский чемпион мира. На пути к чемпионскому титулу гонщик Subaru одержал четыре победы, причем на финальном этапе он сумел сломить сопротивление сразу двух представителей "Двойного шеврона" - Карлос Сайнц сошел ещё в начале первого дня ралли, а Себастьяну Лоебу то ли помешали наставления босса Citroen Ги Фрекелена, то ли Солберг слишком уж взвинтил темп. Так или иначе, чемпионат остался за Петтером. Однако асфальтовые ралли показали, что ахиллесовой пятой Subaru по-прежнему остается скорость автомобиля на сухом тармаке. На мокром асфальте шины Pirelli ещё позволяют творить чудеса (подобно победе на Корсике), иначе же рассчитывать не на что...

Mobirise

2004 год.

Решившего повесить шлем на гвоздь Томми Мякинена в составе Subaru должен был сменить "блудный сын" Ричард Бёрнс, однако обстоятельства вынудили англичанина на время забыть о гоночной карьере. Всё межсезонье циркулировали слухи, что занять вакантное место готовится Колин Макрей, уволенный из Citroen, но вторым пилотом SWRT стал финн Микко Хирвонен, в 2003 году откатавший полную программу чемпионата мира за рулем заводского Ford Focus WRC02. Едва ли Микко сумеет положить в копилку команды достаточно очков, чтобы Subaru всерьез претендовала на первое место в зачете производителей, однако Солберг, который уже в Мексике получит в своё распоряжение обновленную Impreza (WRC2004), наверняка приложит все усилия для того, чтобы защищить свой чемпионский титул! Однако сезон-2004 прошел для команды не самым лучшим образом - повторения чемпионского сезона прошлого года не получилось. Петтер одержал даже больше побед, чем в 2003 году - на этот раз норвежцу покорились новозеландский, греческий, японский, британский и итальянский этапы - но этого хватило «лишь» на второе место. Второй же пилот команды Микко Хирвонен принес «плеядам» седьмое место.

Mobirise

2005 год.

После неудачного сезона из команды был отчислен Хирвонен, а на его место Subaru пригласила австралийца Криса Аткинсона (в качестве гравийного специалиста) и Стефана Сарразена (выступал в командном зачете на асфальтовых этапах). Subaru WRT продолжила эксперименты с составом экипажей и обновлением техники (из года в год команда представляла все новые и новые версии), однако результаты стали только ухудшаться... Этот год Петтер Сольберг закончил с тремя победами. Крис Аткинсон лишь однажды сумел занять третье место (ралли Японии), а для Стефана Сарразена лучшим результатом стало четвертое место на домашнем ралли Франции. Команда закончила сезон на четвертом месте в командном зачете, а ее пилоты: на втором (Сольберг), двенадцатом (Аткинсон) и семнадцатом (Сарразен) местах. Но, как показала дальнейшая история, это был еще успех...

Mobirise

2006 год.

Сохранив свой состав команда решила начать сезон сразу на новой технике - если до этого (и после этого) сезона «плеяды» меняли свое «боевое оружие» по ходу чемпионата, то в 2006 году гонщики уже на первом этапе сели за руль новых автомобилей Subaru Impreza WRC2006. К сожалению, ни один из пилотов Subaru WRT не смог добиться победы... Петтер Солберг сумел лишь трижды финишировать на второй позиции, и один раз на третьем месте. А Крис Аткинсон, Стефан Сарразен и Тошихиро Араи ни разу даже не смогли попасть на подиум.

Mobirise

2007 год.

Новый год - новые изменения: «плеяды» сменили поставщика резины с традиционного Pirelli на BF Goodrich. Петтер Сольберг и Крис Аткинсон составили костяк команды, а в середине сезона к ним присоединился Ксавье Понс. Результаты продолжили свое падение - Петтер Сольберг лишь дважды финишировал на подиуме, а Аткинсон и Понс не смогли похвастаться даже и этим...

Mobirise

2008 год.

Этот год должен был стать переломным - команда бросила все силы на создание нового автомобиля на базе новейшего хэтчбека Subaru Impreza. Потому развитие устаревшего седана Impreza WRC2007 было остановлено. С этого года все участники чемпионата мира в обязательном порядке перешли на монорезину Pirelli и, возможно, это «сыграло» на руку команде Subaru WRT. На первых шести этапах чемпионата Петтер Солберг и Крис Аткинсон стартовали на прошлогоднем автомобиле и, неожиданно для всех, австралиец начал сезон куда лучше норвежца! В первых пяти стартах Крис четырежды финишировал на подиуме, а Петтер «в отместку» дважды сошел. Новый хэтчбек Subaru Impreza WRC S14 дебютировал на ралли Акрополис. И в руках Сольберга машина сразу «приехала» на второе место! Отличный дебют! Только вот это стало лучшим результатом сезона, который ни один из пилотов так и не смог повторить... Крис Аткинсон также довольствовался одним подиумом - на ралли Финляндии он занял третье место. По итогам сезона Аткинсон занял пятое место, на четыре очка опередив первого пилота команды Петтера Сольберга. А в конце года команда Subaru WRT и вовсе прекратила свое существование...

Mobirise

2009 год.

Синие «заводские» Subaru Impreza WRC полностью перешли в руки частных команд. Основным представительством «плеяд» стала норвежская Adapta Subaru, первым пилотом которой на несколько этапов чемпионата мира 2009 года стал Мадс Остберг. За рулем второго хэтчбека Impreza WRC S14 появлялся Андерс Грендал и Маркус Гронхольм. Впрочем, выступление финна проходило под флагом компании Prodrive и стало настоящей сенсацией сезона. Остальные же «эс-четырнадцатые» разошлись по национальным чемпионатам, где на них достаточно успешно выступали итальянец Джанпаоло Този, Марк ван Элдик и Деннис Куйперс.

Mobirise